Отец Константин Жданов

 

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за благо человека,

Только тот себя переживет.

Н.А.Некрасов

 

В Шарковщине, находящейся ныне в пределах Полоцкой епархии, по обоим берегам реки Дисны возвышаются два храма Божия: на правом – белокаменный, в честь иконы Божей Матери «Всех скорбящих Радость», на левом – сверкающий чистотой небесной голубизны, – в честь Успения Пресвятой Богородицы.

 

 

""

 

 

 

 

 

Церковный архив сохранил первое упоминание о Свято-Успенском храме и его приходе, которое относится к 1639 году. К концу ХIХ века здание Свято-Успенской церкви пришло в упадок и находилось в плачевном состоянии. Вот как описывает его современник: «Старо-Шарковская церковь – одна из самых ветхих и убогих церквей епархии: стены полугнилые, без штукатурки, здание церкви от времени покосилось и до того наклонено на северную сторону, что в предупреждение его возможного падения подпёрто пятью дубовыми столбами, при сильном ветре все здание трещит и шатается…»

 

 

В 1901 году перед Высокопреосвященством Никонором, архиепископом Литовским и Виленским (в то время Дисненский уезд вместе с Шарковщиной входил в состав Литовской епархии), был возбужден вопрос о постройке нового храма. За дело принялся только что вступивший на настоятельское поприще 26-летний священник Отец Константин Жданов.

 

Поначалу казалось невозможным и представить, что храм можно возвести за счёт приходских средств, ибо прихожане, которых насчитывалось к тому времени около двух с половиной тысяч душ, находились в крайней бедности по причине повторяющихся уже шесть лет к ряду неурожаев. А каких-либо капиталов приход не имел.

 

Только к 1906 году сомнения развеялись, и было получено благословение со стороны епархиального архиерея на образование строительного комитета, в состав которого вошли все члены причта во главе с настоятелем отцом Константином Ждановым. Затем были получены разрешения на возведение нового храма от Государя Императора и Литовской духовной консистории. Чертежи и смета на строительство были разработаны епархиальным архитектором и утверждены строительным отделением Виленского губернского правления в июне 1907г. На общую сумму 15856 рублей. В марте 1908 года приступили к разборке старой, обветшавшей церкви, чтобы на ее месте начать строительство нового храма. Проект предусматривал его бревенчатым, утончённых архитектурных форм, на высоком каменном фундаменте, с колокольней во фронтонной части. Руководить строительными работами было доверено Якову Кулапину.

 

Много забот и личного труда в построении было вложено и отцом Константином. Он был душой всего строительства. Тщением отца Константина был организован сбор средств по договоренности среди прихожан, каждый из которых брал обязательство внести по 1 руб. 50 коп. с каждой десятины имеющейся у него земли (одна десятина равнялась 1,09га, килограмм ржаного хлеба стоил 2 коп., килограмм мяса 12-16 коп.) Отец Константин организовал сбор камней с поля и доставку их к месту строительства, что осуществлялось прихожанами безвозмездно. Собирали пожертвования на постройку церкви среди своих товарищей, заводских рабочих, которые находились на заработках в городе. Для сбора средств на иконостас отец Константин специально выезжал в Москву, где с этой целью посещал дома купцов и других состоятельных людей, осеняя их самих и их жилища крестом. Собранных таким образом средств оказалось достаточно, чтобы устроить великолепный с золоченной отделкой иконостас, который находится в храме и поныне. Мало кому известно, что существующий ныне в храме плиточный пол уложен руками отца Константина.

 

Еще до начала возведения храма, его стараниями на средства прихожан были выстроены два причтовых дома, один их которых предназначался для священника. Строил дома Николай Ковалёнок из соседней деревни Иоды в 1901-1902гг.

В 1910 году строительство храма было завершено, и он был освящен. В память об этом событии в храме до сего времени хранится икона святого царя Константина. Икона эта имеет особую дарственную надпись следующего содержания: «Сия икона сооружена нами, прихожанами Старо-Шарковской церкви, в благодарное и молитвенное воспоминание нам и нашим потомкам о нашем настоятеле-священнике отце Константине Дмитриевиче Жданове, соорудившим нам сей храм своими заботами и трудами на пожертвования благодателей, главным образом московских. Сооружена икона в 1910 году ко дню освящения храма».

 

По милости Божией, за годы служения в Свято-Успенском приходе отец Константин в полной мере проявил дарованный ему Господом пастерский талант. Он сумел стать идейным и духовным лидером, умом, честью и совестью для своих прихожан. Его авторитет был непререкаем. Среди прихожан из поколения в поколение передаётся о нём память, как о человеке весьма строгом в вопросах православной веры, но имевшем при этом добрую отзывчивую душу и милостивое сердце.

Родился отец Константин Жданов в 1875 году вторым ребенком в большой священнической семье, насчитывающей 9 детей, получил духовное образование в Вильно. В мае 1900 года по кончине своего родного отца протоирея Дмитрия Жданова был назначен вместо его настоятелем Свято-Успенского прихода.

 

Вскоре после рождения в 1902 г. единственного сына-первенца по имени Георгий, отец Константин очень рано овдовел. В 1904 году его матушка Анна Степановна отошла к Господу, имея всего лишь 27 лет от роду. На руках у отца Константина остались, кроме осиротевшего сына Георгия, еще не достигшие совершеннолетия родной брат Ювеналий и родные сёстры Любовь и Мария. К нелегким пастерским трудам добавились семейные заботы. Но от этого его любовь к детям, и особенно к сиротам, только усиливалась. Он помогал всем обездоленным и убогим, и за исполнение требы не только не брал с них никакой платы, но и сам старался снабдить их всем необходимым.

 

Он был замечательным проповедником Слова Божия, и прихожане с большим вниманием, стараясь не пропустить ни одного слова, слушали его проповеди. Укрепляясь в вере, он вёл строгую молитвенную жизнь, побуждая следовать этому и прихожан.

 

На протяжении 18 лет отец Константин нёс свое пасторское послушание. Свято-Успенский приход был первым и, так судил Господь, последним местом его земного служения. Господь уготовил ему иную стезю – возложив на него крест мученического подвига и удостоив его, по милости своей, мученических венцов. Как и многие другие лица духовного звания, отец Константин был арестован в мае 1918 года. Когда об этом узнали прихожане, они попытались освободить своего пастыря из неволи, предлагая даже за него выкуп. Их прогоняли, оскорбляли, угрожали, но прихожане настойчиво добивались освобождения священника. Власти побоялись держать под арестом отца Константина, боясь, что прихожане могут попытаться освободить его силой. А уж тем более не позволят его казнить. Во избежание неприятностей, его тайком под конвоем отправили в Дисну.

 

В Дисне в спешном порядке отца Константина и священника Язненской церкви отца Михаила Синявского после ночных пыток и издевательств, а также хлопотавших за них женщин, повели за город на расстрел. В спешном порядке по дороге женщин расстреляли, освобождаясь от их плача и причитаний, а священников повели дальше. Конвоировали их Батвиненок Фома, Липский Александр и Ваштай Михаил. Конвоиры были сильно пьяные, а путь лежал через густой кустарник. Отец Михаил предложил отцу Константину воспользоваться ситуацией и бежать. На что отец Константин ответил: «Я никому ничего плохого не сделал, и что Бог мне пошлет, то и буду терпеть».

 

Улучив удобный момент, отец Михаил сиганул в кусты, пока пьяные конвоиры опомнились, ему удалось спрятаться и вести наблюдение за дальнейшими событиями. Он-то и рассказал людям о последних словах и страданиях отца Константина. Конвоиры заставили его выкопать могилу, а затем бросили в нее священника живым. Он поднялся, просил, чтобы его застрелили, но они стали бить его лопатами по голове, по рукам, отрубили лопатой ухо, клочьями рвали волосы. Оглушённого ударами бросили на дно могилы и забросали землей.

 

Тем временем, как только отца Константина увезли в Дисну, прихожане собрали подписи под прошением отпустить их пастыря, и Мария Леонтьевна Шабловская, которая вела хозяйство отца Константина, повезла документы в Дисну. Но священника Жданова уже не было в живых. Тогда Мария вместе с Иваном Атрахимовичем и своей сестрой Анной Титович ночью откопали тело настоятеля. Отец Константин был закопан полуживым, и когда он в яме пришел в сознание, то пытался выбраться из-под земли. Но сил не хватило. Тайком похоронили его в склепе под алтарем Дисненской церкви, где он находился до эксгумации.

 

Спустя много лет, зимой скончался один из конвоиров-убийц Михаил Ваштай. Его жена Елизавета захотела похоронить мужа рядом с могилой отца Михаила Законвича, настоятеля второй Шарковщинской церкви, освещенной в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Они жили по соседству и часто спорили о религии. Вдова Ваштая рассудила: «Они спорили здесь – пусть и там спорят, а мы увидим, чья правда».

 

Как только похоронили Михаила Ваштая, он почти каждую ночь стал приходить во сне то к вдове, то к родичам, просил перезахоронить его, говоря, что нет ему там места, священник не дает покоя. Люди стали советовать Елизавете молиться, жертвовать на церковь. Так она и поступала. Едва дождавшись весны, чтобы оттаяла земля, она перезахоронила мужа на окраину кладбища, а когда открыла при этом гроб, то тело Михаила было перевернуто и лежало лицом вниз. После этого Елизавета продала дом и уехала из Шарковщины. Об этом до сих пор свидетельствует молва.

 

Память об отце Константине Жданове, принявшем мученическую кончину, с необыкновенной теплотой, любовью и благословением чтится православными Шарковщинской округи. Они верят в молитвенное заступничество отца Константина, в то, что его молитвами Свято-Успенский храм выстоял все лихолетия, всегда был действующим и никогда не закрывался.

 

В память о своем настоятеле прихожане поместили на стене храма портрет отца Константина, выполненный на основе сохранившейся фотографии. Начиная с 1995 года по благословению бывшего тогда на Полоцкой епископской кафедре преосвященного Глеба, 3 июня, в день, когда по церковному календарю празднуется память равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, в храме совершается особое богослужение в честь небесного покровителя отца Константина Жданова. И день этот носит характер храмового праздника.

 

Долгие годы героический подвиг отца Константина, совершенный им во имя отстаивания веры Христовой, оставался лишь в памяти и сердцах старшего поколения, и то только тех, кто сохранял веру в Бога. Подавляющее большинство трагедии, произошедшей в Дисне, не знали.

 

Но время резко изменило отношение к религии. Стало возможным говорить о вещах, которые раньше были под большим запретом. Староста Свято-Успенской церкви г.п. Шарковщины О.Садовский обратился к Филарету с таким посланием: «Пользуясь предоставленной возможностью, хочу обратиться к священноначалию Белорусской Православной Церкви в лице Предстоятеля Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета и Священного Синода Экзархата с почтительнейшей просьбой решить, если будет на то воля Божия, вопрос о церковном прославлении убиенного священноиерея Константина, как новомученика, пострадавшего за Христа и Его Святую Церковь».

 

Большую работу по изучению происходящих событий, связанных с убиением отца Константина, проделал краевед, бывший учитель, а ныне пенсионер г. Дисны, уроженец д. Жданы Шарковщинского района Богович Пётр Владимирович. Пётр Владимирович по вопросу о признании отца Константина новомучеником лично обращался к благочинному Миорской округи отцу Вайдешевичу и владыке Феодосию. А также описал происходящие события убийства, для подготовки документов, необходимых для возбуждения дела о признании отца Константина новомучеником.

 

Учитывая многочисленные пожелания общественности, а их было много от прихожан Свято-Успенского храма, священнослужителей, было принято решение провести эксгумацию захоронения отца Константина. 20 августа 2008г состоялась эксгумация. На место эксгумации в Дисну прибыли представители государственных и церковных властей, паталого-анатомы, пресса, рабочие-специалисты. В качестве свидетеля присутствовал и краевед Богович Пётр Владимирович, который поведал следующее: «После богослужения, которое провел Владыка Феодосий, женщин удалили во избежание неприятностей, а рабочие вскрыли вход в подвальное пространство под алтарем церкви. Там находилось два гроба. Извлечь их было очень сложно. Пришлось вырезать лаз в полу. Когда извлекли и открыли первый гроб, корпус которого хорошо сохранился, в гробу лежали останки священника, что легко определялось по остаткам истлевшего облачения, Креста и Евангелия, которые всегда кладут в гроб при захоронении священнослужителей. Крест был покрыт налётом окислившего его вещества, а вот Евангелие сохранилось отлично. Епископ Феодосий открыл Евангелие и на титульном листе были две надписи. Первая гласила: «Сие Евангелие подарено настоятелю Дисненской Свято-Воскресенской церкви отцу Николаю Рафаловичу от священника Старо-Шарковщинской Свято-Успенской церкви Константина Жукова в честь освящения Свято-Успенской церкви в 1912г.». Всем стало ясно, что останки не принадлежат священнику Жданову, а Рафаловичу, особенно после того, как прочли вторую надпись на Евангелии: «Священник Константин Жданов казнен советской властью 19 апреля 1919г по старому стилю, а захоронен под алтарем Дисненской кладбищенской церкви 24 июня 1919г по новому стилю». Надпись сделана черными чернилами и отлично сохранилась.

 

Сразу вызвало сомнение большого временного различия между днем казни и днем захоронения. Ответ, по-видимому состоит в том, что сразу после казни в Дисне сохранялась советская власть, и прихожане тайком где-то сохраняли труп Константина, дабы не дать его очередному осквернению. В начале лета, в первых числах июня 1919 года, советская власть в Дисне пала. В середине июня произошли восстания против советской власти в Германовичах, Глубоком, Шарковщине, Друи, Новом Погосте, Иодах, , которые были согласованы с командованием польской армии. Вот тогда со всеми почестями и похоронили отца Константина под алтарем церкви.

 

Когда начали извлекать второй гроб, корпус гроба подгнил и мог рассыпаться. При помощи веревок его укрепили и аккуратно извлекли. Когда открыли гроб, то стало ясно, что похоронен священник, ибо в гробу лежат остатки церковного облачения, Крест и Евангелие. Евангелие тоже было пожелтевшим, но не сгнившим. Взору открылись волосы головы и бороды. Обе руки были целы, но высохши. Кости обеих ног были переломлены, а нижняя часть левой ноги отсутствовала. Следов от пулевых ранений на черепе и других костях паталого-анатомы не обнаружили. Не трудно предположить, что конвоиры лопатами перебили отцу Константину ногу, чтобы он не смог удрать и решили живого закопать. Всем стало ясно, что это останки отца Константина. Но эксперты потребовали фотографию Жданова, и только после замеров на черепе и сличении с фотографией дали заключение – да, это Константина Жданова останки.

 

Останки отца Константина и останки отца Николая Рафаловича сложили в новые гроба. Гроб с Рафаловичем и остатки старых гробов аккуратно водворили на старое место под алтарь церкви.

 

Владыка Феодосий отслужил молебен об отце Николае и убиенном отце Константине. Гроб с отцом Константином поместили в Свято-Воскресенской церкви. В настоящее время он находится в Полоцком монастыре, где его будут готовить для помещения в раку, и перед кананизацией привезут в Дисну.

 

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл II подписал соответствующие документы о причислении отца Константина Жданова к лику новомучеников.

 

Православных христиан Дисны и Шарковщины ожидают большие религиозные торжества, которые должны положить начало к новым положительным изменениям в нравственном сознании наших христиан, особенно молодежи. Будем надеяться на то, что поломничество к святым мощам отца Константина окажет положительное влияние и на развитие города Дисны.

 

Восторжествовала воля Божья, и то, что отец Константин принял мученическую смерть за учения Христа, а следовательно и за народ, он пережил себя.

 

"Вольнае Глыбокае" №№16-17, 2011 года, westki.info

Шымуковіч, Фаддзей